Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Ох уж эти бабушки
Ох уж эти бабушки!
Живем мы вместе с моими родителями.
Они и материально нам помогают, и по хозяйству, и за детьми присматривают. Но
вот общаются с нами, как с малыми ребятами. Какой уж тут родительский
авторитет, когда нас только что в угол не ставят в наказание?
Свекровь у нас — несгибаемая женщина, настоящая Васса
Железнова. Всё чтобы было, как она решила. Недавно, например, пришла я с работы
и говорю, что мы всей компанией хотим поехать на байдарках и Бориску с собой берем.
Так она как взвилась: «С ума посходили совсем, а я ребенка калечить не
позволю!» — кричит. Вадим
против своей матушки слова сказать не может. Так и не поехали никуда. Внука
вообще личной собственностью считает. Как с ней бороться, ума не приложу?
Бабушка совсем пацана избаловала.
Убирает его вещи, с тарелкой за ним ходит, деньги ему сует. На велосипед,
видите ли, мальчик будет копить. Это в шесть-то лет! А скажешь что против,
сразу в слезы: «У меня один внук, не дам его муштровать!»
Расхождения представителей разных
поколений в вопросах воспитания детей — явление достаточно обычное. Труднее
обстоит дело, когда речь идет о членах одной семьи, да еще и живущих под одной
крышей. Тут уж не обойтись без трений, взаимных упреков, а порой и скандалов.
Лидирующие позиции в вопросах воспитания стойко держат бабушки. Именно они проводят
с внуками большую часть свободного времени и имеют на детей не меньшее влияние,
чем их отцы и матери.
Трудно быть последовательным в общении
с ребенком, если другой член семьи делает все наоборот, а вы лишь по
возвращении с работы лицезреете результаты его воспитательных усилий. В чем же
заключаются самые существенные разногласия между разными возрастными кланами
воспитателей подрастающего поколения? Перечислим лишь некоторые из них.
— Нужно ли отказывать ребенку в просьбах,
являющихся неразумными и несвоевременными или нужно все бросать и заниматься
только ребенком?
— Стоит ли наказывать детей и как это лучше
делать: физически, словом или лишением наград и удовольствий? — Следует ли дожидаться момента, когда ребенок
попросит есть сам или его нужно кормить строго по часам вне зависимости от его
настроения и желания?
— Нужны ли детям дошкольного возраста карманные
деньги, которые они могли бы тратить по собственному усмотрению? — Какой
должна быть мера участия
ребенка в домашних делах: обязаны ли взрослые обеспечить ему максимум
свободного времени для игр и развлечений или с раннего детства следует приучать
малышей к труду? — Можно ли оставлять
дошкольников дома и на улице без присмотра взрослых, полагаясь лишь на их самостоятельность?
— Чье слово должно быть последним при решении
спорных вопросов, касающихся настоящего и будущего детей?
Все это далеко не
полный перечень тем, на
почве которых происходят столкновения во многих
молодых семьях, где к воспитанию
подрастающего поколения подключаются тести и тещи, свекры и свекрови. Еще одна сложность
заключается в том, что родители
ребенка выступают в единственном числе,
а
прочие родственники-воспитатели — во множественном.
При
этом стремление их к участию в решении различных семейных
вопросов,
лидерские тенденции
и уровень конкурентноспособности могут приближаться к соответствующим качествам родительской пары или даже превосходить
их. Если
пальма первенства остается
за родственниками, и, прежде всего,
за
бабушками, то в семье
складывается ситуация, подобная соревновательной, т.е. вопросы
воспитания непрестанно дебатируются, что поддерживает семейную атмосферу
в состоянии накала. Если верх одерживает
не клан бабушек, а чья-то персональная мама (папина или мамина), то один
из супругов, чей родственник оказался в числе пренебрегаемых, испытывает
чувство обиды и стремится взять реванш хотя бы в словесных баталиях.
Родители, растящие
своих отпрысков без бабушек, жалуются на загруженность домашними делами, а те,
кто прибегают к помощи бабушек и дедушек, сетуют на сложности взаимопонимания,
частые разногласия и отрицательные результаты подобного воспитательного
процесса. В условиях тренинга удается сломить эти противоречивые установки,
вынудить семейные пары хотя бы на время, в условиях игровой ситуации поменяться
местами с теми, к кому они испытывали чувстве зависти. Такие упражнения
помогают взрослым людям осознать не только минусы, но и плюсы той ситуации в
которой они пребывают сами.
Но это все проблемы взрослых. А чем
являются бабушки для внуков дошкольного возраста? Стремятся ли они к общению с
ними и что получают от этого взаимодействия?
Анализ рисунков
дошкольников на тему «Моя семья»
показывает, что дети лишь в 30-33% случаев включают бабушек и дедушек в состав
своей семьи, вне зависимости от общности или раздельности проживания с ними.
Но практически все ребята (98% участников) испытывают к ним сильную любовь и
хотели бы продолжать общаться с ними в дальнейшем. Позволим себе еще немного
статистики. Свыше 50% дошколят называют своих бабушек добрыми, считают, что
они более покладисты и терпеливы, чем родители, что они умеют прощать детские
шалости и не наказывают за провинности. Примерно 30% детей регулярно
встречаются или навещают с родителями своих бабушек и хотели бы, чтобы это
продолжалось всегда. Аргументы тут самые разные: и бабушкины пироги, и
подарочки, и относительная вседозволенность поведения под их «крылом», и
готовность целиком посвятить свое время внукам, гулять с ними, читать им
книги, вместе рассматривать семейные фотографии. Только 5% опрошенных ребят
вспомнили какие-то неприятные случаи, происходившие с ними в присутствии этих
родственников.
Народная мудрость гласит,
что внуков любят больше, чем детей. Может быть, поэтому девчонки и мальчишки
также беззаветно любят своих милых и добрых бабушек. Система ценностей людей
пожилых и их маленьких наследников во многом сходна. Те и другие отдают
предпочтение духовным ценностям — радостям общения, совместным прогулкам и
трапезам, общим занятиям. Молодые же родительские пары предпочитают стремиться
к материальным ценностям и социальному престижу, что недоступно пониманию
малышей. Богатый жизненный опыт помогает бабушкам и дедушкам лучше разобраться
в тех изменениях, что волнуют мыс ли и сердца их внуков. Они-то точно знают,
что малый возраст — не недостаток, а колоссальное преимущество, которым
обладают дети по сравнению со взрослыми, и нужно только научить последних ценить
это преимущество.
Значение общения
дошкольников со своими бабушками и дедушками неплохо бы понимать и родителям.
Им стоит с большим вниманием отнестись к проблеме урегулирования мелких трений
и обид, возникающих между ними и представителями старшего поколения. Не будь
последних, разве смогли бы их дети найти таких незаменимых товарищей и
терпеливых слушателей, каковыми являются бабушки. Да и они сами не раз
благодаря бабушкам забывали на время о своих родительских заботах и целиком погружались
в мир радостей своей молодости.
|
Категория: Психология | Добавил: Olpovarova (21.04.2011)
|
Просмотров: 1562
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|