Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.11.2017, 12:30

Центр диагностики и консультирования "Диалог"

Меню сайта
Категории раздела
Психология [13]
Логопедия [1]
Дефектология [2]
Педагогика [3]
Массаж и ЛФК [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Шувалова Ольга Евгеньевна – педагог-психолог Центра диагностики и консультирования»Диалог».

 

 Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

 

 

     Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение в основном познавательного развития детей. Это привело к недопустимому ущемлению ценностных природно-заданных форм личностной жизни дошкольников. Специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир дошкольников позволит отойти от стихийности и фрагментарности в этом вопросе. Отсутствие целенаправленности в эмоциональном развитии дошкольников послужило созданию в последние годы программ социально-эмоционального развития детей.

   Эмоциональное развитие – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, их социализацией, творческой самореализацией, введением в мир культуры – культуры взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения. Данный процесс направлен на целенаправленную воспитательную работу с эмоциями, последовательное обогащение эмоциональных проявлений детей в игровой, коммуникативной и познавательной  деятельности.      

   Навыки эмоционально-социального общения приобретаются в основном в процессе практической деятельности, поэтому  формирование таких навыков является профессиональной компетенцией психолога, педагога и воспитателя. Сложный процесс формирования личности нельзя представить воле случая. Надо помочь ребёнку усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою, но и принимать чужую точку зрения; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций и  помочь обрести уверенность в себе, адекватно оценивая собственные возможности.

     В конце 90-х годов все громче и яснее стали звучать голоса психологов, утверждавших, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности, самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.

   Одно из важных направлений современного ребёнка-дошкольника – социально-личностное развитие. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения первоначальных представлений социального характера, без включения в систему социальных отношений, т.е. вне социализации.

   Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности. Социализируясь, ребёнок осваивает окружающий мир и определяет в нём своё место. Социализация осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим её началом.

   Основные задачи психолого-педагогической работы в программах по социально-эмоциональному развитию дошкольников:

- развитие игровой деятельности как способа освоения ребёнком социальных ролей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам  (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

-  формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

- формирование первичных тендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, тендерных отношениях и взаимосвязях);

- формирование первичных представлений о семье  её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.)

- формирование первичных представлений об обществе (ближайший социум и место в нём);

-формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине, её природе) и чувства принадлежности к нему);

- формирование первичных представлений о мире (планета Земля, многообразие стран и государств, население, природа и др.).

 Организационной основой реализации данных программ являются также и праздники (события), помимо эмоционально-насыщенной составляющей они заключают в себе общественно выработанное культурное содержание, обеспечивающее познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личное развитие ребёнка-дошкольника. В условиях подготовки и проведения праздников, подведение его итогов ребёнок проявляет познавательную и коммуникативную активность, осваивает сведения социального характера, овладевает способами деятельности, включается в разнообразные формы сотрудничества с другими детьми и взрослыми.

  Итоговый результат социально-эмоционального развития дошкольника – сформированные интегративные качества ребёнка. Их отдельные составляющие выступают в  виде промежуточных результатов. Они раскрывают динамику формирования этих качеств в каждом возрастном периоде дошкольного детства.

   Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с понимание воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

 

 Литература:

1.Данилина Т. А., Зегденидзе В.Я., Стёпина Н. М., «В мире детских эмоций» М., Изд. «Айрис-пресс». 2006.

2.Монакова Н.И. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника». СПб «Речь» 2008.

   

 

Категория: Педагогика | Добавил: Olpovarova (24.09.2013)
Просмотров: 2392 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Видео-психолог :)
Поиск
Аудио-архив
Друзья сайта
  • Администрация Раменского района
  • Раменский городской портал
  • ЦППО АСОУ
  • Логопед Плюс
  • Институт коррекционной педагогики
  • Россия - без жестокости к детям!
  • Видеопаспорт.ру Школа приемных родителей
  • Раменский Дом Учителя
  • Нет наркотикам. Информационный ресурс.
  • Реабилитация наркомании, алкоголизма, игромании. Помощь пострадавшим от сект и оккультизма.

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz