Шувалова Ольга Евгеньевна –
педагог-психолог Центра диагностики и консультирования»Диалог».
Социально-эмоциональное развитие детей
дошкольного возраста
Многие годы дошкольное образование в
России было ориентировано на обеспечение в основном познавательного развития
детей. Это привело к недопустимому ущемлению ценностных природно-заданных форм
личностной жизни дошкольников. Специально организованное общение, способное
структурировать эмоциональный мир дошкольников позволит отойти от стихийности и
фрагментарности в этом вопросе. Отсутствие целенаправленности в эмоциональном
развитии дошкольников послужило созданию в последние годы программ социально-эмоционального
развития детей.
Эмоциональное развитие – педагогически
обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, их
социализацией, творческой самореализацией, введением в мир культуры – культуры
взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения. Данный процесс направлен на
целенаправленную воспитательную работу с эмоциями, последовательное обогащение
эмоциональных проявлений детей в игровой, коммуникативной и познавательной деятельности.
Навыки эмоционально-социального общения
приобретаются в основном в процессе практической деятельности, поэтому формирование таких навыков является
профессиональной компетенцией психолога, педагога и воспитателя. Сложный
процесс формирования личности нельзя представить воле случая. Надо помочь
ребёнку усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать
свою, но и принимать чужую точку зрения; учитывать желания, вкусы, чувства
других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций и помочь обрести уверенность в себе, адекватно
оценивая собственные возможности.
В конце 90-х годов все громче и
яснее стали звучать голоса психологов, утверждавших, что для успешной
реализации личности в жизни и деятельности, самое важное — способности
эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например,
способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение
ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные
особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы
общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.
Одно из важных направлений современного ребёнка-дошкольника –
социально-личностное развитие. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно
вне освоения первоначальных представлений социального характера, без включения
в систему социальных отношений, т.е. вне социализации.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства
социального опыта в общении и деятельности. Социализируясь, ребёнок осваивает
окружающий мир и определяет в нём своё место. Социализация осуществляется в
условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях
воспитания, являющегося ведущим и определяющим её началом.
Основные задачи психолого-педагогической работы в программах по
социально-эмоциональному развитию дошкольников:
- развитие игровой деятельности как
способа освоения ребёнком социальных ролей;
- приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам (в том
числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);
-
формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных
особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных тендерных
представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определённому полу, тендерных отношениях и взаимосвязях);
- формирование первичных
представлений о семье её составе,
родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей,
традициях и др.)
- формирование первичных
представлений об обществе (ближайший социум и место в нём);
-формирование первичных
представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине,
её природе) и чувства принадлежности к нему);
- формирование первичных
представлений о мире (планета Земля, многообразие стран и государств,
население, природа и др.).
Организационной основой реализации данных
программ являются также и праздники (события), помимо эмоционально-насыщенной
составляющей они заключают в себе общественно выработанное культурное
содержание, обеспечивающее познавательно-речевое, художественно-эстетическое,
социально-личное развитие ребёнка-дошкольника. В условиях подготовки и
проведения праздников, подведение его итогов ребёнок проявляет познавательную и
коммуникативную активность, осваивает сведения социального характера,
овладевает способами деятельности, включается в разнообразные формы
сотрудничества с другими детьми и взрослыми.
Итоговый результат социально-эмоционального развития дошкольника –
сформированные интегративные качества ребёнка. Их отдельные составляющие
выступают в виде промежуточных
результатов. Они раскрывают динамику формирования этих качеств в каждом
возрастном периоде дошкольного детства.
Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать
чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть
способными на собственный выбор и с понимание воспринимать мнения и
предпочтения окружающих.
Литература:
1.Данилина
Т. А., Зегденидзе В.Я., Стёпина Н. М., «В мире детских эмоций» М., Изд.
«Айрис-пресс». 2006.
2.Монакова
Н.И. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника». СПб «Речь» 2008.
|