Центр
диагностики и консультирования «Диалог»
Анализ психологической готовности
к школьному обучению.
(по материалам
районного мониторинга)
Вопрос о преемственности дошкольного
образования и школы
по-прежнему актуален для
всей системы образования.
Начало систематического обучения
детей в школе
выдвигает целый ряд
важных задач. От того, как ребенок
подготовлен к школе всем
предшествующим дошкольным периодом
развития будет зависеть успешность
его адаптации к
школе, вхождение в режим
школьной жизни, его
учебные успехи, психологическое самочувствие.
Готовность
ребёнка к школьному
обучению включает в себя следующие виды
готовности:
- физиологическую,
- педагогическую,
- психологическую
Психологическая готовность к
школьному обучению предполагает
многокомпонентное образование. Можно выделить несколько параметров психического
развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в
школе: личностная готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность.
· Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к
принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с
дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении
ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
· Мотивационная готовность. Ребенок готовый к школьному обучению, хочет
учиться: 1) потому что у него есть потребность занять определенную
позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ
в мир взрослости, ребенок уже не
чувствует себя дошкольником, он переходит
на следующую ступеньку
взросления (социальный мотив
учения); 2) потому, что у него есть познавательная потребность, которую он
не может удовлетворить дома, это
можно сделать только
в школе (познавательный мотив учения).
· Интеллектуальная готовность.
Под интеллектуальной готовностью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию
внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения
основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение
воспроизводить образец. Также имеет
значение развитие тонких движений рук и сенсомоторной координации. Можно сказать, что понимаемая
таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает
функциональное созревание структур головного мозга.
· Волевая
готовность (развитие произвольной
сферы) заключается, в способности ребенка напряженно трудится, выполняя
то, что от него требуют учеба и режим
школьной жизни.
С 1996 года
по запросу Комитета
по образованию в районе
уделяется особое внимание психологической подготовке
детей к школе. Каждый учебный
год психологами детских
дошкольных учреждений Раменского
района проводится мониторинг
готовности детей 6-7 лет
к школьному обучению. Обследование проходит
2 раза в
год в подготовительных к
школе группах. Первый срез
проводится в начале
учебного года (октябрь месяц), второй - в конце
учебного года (апрель).
По
результатам полученных результатов первое
обследование детей даёт
возможность грамотно и
целенаправленно спланировать дальнейшую
коррекционно-развивающую работу на
учебный год со всей
группой детей детского
сада и с каждым
ребёнком в отдельности, и
позволяет воспитателям и всем специалистам детского
дошкольного учреждения осуществлять
индивидуальный подход к
каждому ребёнку. Психолог дошкольного
образовательного учреждения обязательно
даёт
рекомендации не только
педагогам, но и проводит
работу с родителями, что позволяет
комплексно подойти к подготовке ребенка к
школьному обучению.
Результаты второго обследования показывают
уровень работы дошкольного
учреждения в плане
подготовки детей к школе
в течение учебного года.
С 2008-2009 учебного года психологи
дошкольных учреждений используют
для диагностики психологической готовности
к школе комплект
материалов для педагогов – психологов детских
дошкольных образовательных учреждений
«Экспресс-диагностика в детском
саду», авторы Павлова Наталья
Николаевна и Руденко
Лариса Геннадьевна (педагоги-психологи высшей
квалификационной категории).
Комплект выпущен
издательством «Генезис», г.
Москва в
феврале 2008 года, в
количестве 2000 экземпляров
и был востребован
специалистами. В мае 2009
года выпущено второе
издание, также в
количестве 2000 экземпляров.
Сейчас готовится к
изданию вторая часть
комплекта – коррекционно-развивающая.
Полученные
по результатам проводимой
диагностики данные подаются
психологами ДОУ в
центр диагностики и
консультирования «Диалог» и
анализируются. В результате определяются средние
показатели по готовности
к школьному обучению
по всему району.
Приводим
сравнительные данные за
2008-2009 учебный год. Из
62 ДОУ района данные
подали 53 детских
дошкольных учреждения. Было обследовано
1218 детей в
начале учебного года
и 1227 детей в
конце учебного года.
Результаты анализируются по
следующим параметрам: мелкая моторика, элементы логического
мышления, наглядно-образное мышление,
воображение, произвольность, общая
готовность к школьному
обучению.
Мелкая
моторика.
1 этап 2 этап
(октябрь) (апрель)
Высокий уровень 34 % 60 %
Средний 50 % 36 %
Низкий 16 % 4 %
Элементы
логического мышления
1 этап 2 этап
Высокий 31 % 64 %
Средний 52 % 33 %
Низкий 17 % 3 %
Наглядно-образное
мышление
1 этап 2 этап
Высокий 38 % 61 %
Средний 57 % 37 %
Низкий 5 % 2 %
Воображение
1 этап 2 этап
Высокий 49 % 64 %
Средний 43 % 34 %
Низкий 8 % 2 %
Произвольность
1 этап 2 этап
Высокий 22 % 53 %
Средний 55 % 43 %
Низкий 23 % 4 %
Общая
готовность к школе
1 этап 2 этап
Высокий 20 % 57 %
Средний 63 % 41 %
Низкий 17 % 2 %
В
2009-2010 учебном году
данные по первому
срезу подали 55
детских дошкольных учреждения. На первом
этапе было обследовано
1459 детей, будущих первоклассников. По второму
срезу подали данные 57
детских дошкольных учреждений.
Обследовано 1505 детей, из них с
нормой речевого развития 965 человек, с нарушениями в
развитии речи – 540 человек.
Мелкая
моторика.
1 этап 2 этап
Высокий уровень 34 % 58 %
Средний 50 % 39 %
Низкий 16 % 3 %
Элементы
логического мышления
1 этап 2 этап
Высокий 39 % 64 %
Средний 47 % 32 %
Низкий 14 % 4 %
Наглядно-образное
мышление
1 этап 2 этап
Высокий 47 % 68 %
Средний 47 % 31 %
Низкий 6 % 1 %
Воображение
1 этап 2 этап
Высокий 51 % 68 %
Средний 44 % 31 %
Низкий 5 % 1 %
Произвольность
1
этап
2 этап
Высокий 31 % 57 %
Средний 49 % 39 %
Низкий 20 % 4 %
Общая
готовность к школе
1 этап 2 этап
Высокий 24 % 60 %
Средний 60 % 38 %
Низкий 16 % 2 %
В 2010-2011
учебном году данные
по первому срезу
подали 55 детских
дошкольных учреждения,
обследовано 75 подготовительных к
школе групп. В одном
д/с нет подготовительных групп (т.к. нет детей
идущих в этом
году в школу). На
первом этапе было
обследовано 1502 ребёнка
(будущих первоклассников), из них с нормой
речевого развития 790 человек,
с нарушениями в развитии речи – 697
человек, дети с ЗПР – 15 человек.
Мелкая
моторика.
1 этап 2 этап
Высокий уровень 33 %
Средний 48 %
Низкий 19 %
Элементы
логического мышления
1 этап 2 этап
Высокий 35 %
Средний 48 %
Низкий 17 %
Наглядно-образное
мышление
1 этап 2 этап
Высокий 39 %
Средний 56 %
Низкий 5 %
Воображение
1 этап 2 этап
Высокий 49 %
Средний 43 %
Низкий 8 %
Произвольность
1 этап 2 этап
Высокий 25 %
Средний 51 %
Низкий 24 %
Общая
готовность к школе
Высокий 22 %
Средний 57 %
Низкий 21 %
По результатам
проводимого обследования на
психологическую готовность к
школе и наблюдений
за ребёнком во
время его пребывания
в детском саду педагог-психолог детского
образовательного учреждения в
конце учебного года
делает запись в
медицинской карте будущего
первоклассника.
Таким образом, проводимая
работа психологами дошкольных
образовательных учреждений помогает
облегчить адаптацию ребёнка
к школе, безболезненно войти
в режим школьной жизни,
хорошо и
успешно учиться и избежать
многих проблем на
первоначальном этапе обучения.
Педагог-психолог ЦДиК «Диалог»
Руденко Лариса Геннадьевна,
руководитель методического
объединения
педагогов – психологов
ДОУ
Раменского района.
Г.
Раменское, Моск. обл.
2010 год
|