От родителей часто приходится слышать вопросы: "Мой ребенок рассеян... Что делать? Мой ребенок агрессивен... Что предпринять?"
Мы предлагаем вам познакомиться с советами ведущих специалистов-практиков в области детской психологии.
Итак, что делать если...
ВАШ РЕБЕНОК РАССЕЯН...
— Принимайте ребенка таким, какой он есть.
— Не ругайте за то, что он рассеян.
— Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном.
Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной
деятельности.
— Научите ребенка планировать свою деятельность.
При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и
на первых порах
помогите их составить.
— Поддерживайте четкий распорядок дня.
— Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
— Давайте
ребенку только одно задание и достаточное
количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
— Учите ребенка
ставить цель, планировать
действия в соответствии с целью, выполнять
действия, сличать полученный результат с запланированным.
— Научите
рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать,
фотографировать, выжигать и т.п., так
как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и
сосредоточенности.
— Поручайте рассеянному ребенку ответственные
задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте
его.
— Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо
тетради, выполнить кропотливую работу (перебрать пшено
и т.д.).
— Поощряйте и хвалите за все виды деятельности,
требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
ЕСЛИ
РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВ...
— Выражайте
безусловное расположение ребенку.
— Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует
повышения уровня тревожности.
— Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не
только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
— Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как
он сам не способен ее попросить.
— Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что
от него требуется,
так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
— Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти
на разумный
риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно
выбранная цель, либо
неправильно выбранные средства.
— Помогите застенчивым найти и оценить в себе все
то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу
без излишнего смущения.
— Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
— Помните, что застенчивому ребенку необходима
стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
— Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его,
обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребёнка.
— Поощряйте совместную
игру застенчивого ребенка с
другими детьми.
— Учите ребенка умению общаться с другими
людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо
поручениями к вашим друзьям,
соседям.
— Общайтесь
с застенчивым ребенком на уровне
его роста, «глаза-в-глаза», т.е. в буквальном смысле
склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза
встретились в процессе разговора.
— Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как
он сам не способен
ее попросить.
— Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
—Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний,
которые не можете выполнить.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ТРЕВОЖЕН
И ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ...
— Принимайте ребенка
таким, какой
он есть, давая ему возможность измениться.
— Ваш ребенок должен
чувствовать
стабильность, спокойствие, доброжелательность.
— Насыщайте ребенка
позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный
контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его
проблемам, слушайте ребенка «активно».
— Относитесь к страхам
и тревогам
ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
— Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень
защиты для ребенка тогда был больше).
— Удалите
из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
— Не рассказывайте
ребенку страшные истории не
только на ночь, но и днем. Не читайте
газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
— Занимайте ребенка
какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь
возвращаться к своим переживаниям.
— Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую
тревогу. Разберите
ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
— Объясните ребенку, что собой представляет пугающий
объект, как
он устроен, «откуда берется».
— Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
— Если страхи у ребенка не проходят и имеют
навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.
ЕСЛИ РЕБЕНОК АГРЕССИВЕН...
— Любите и
принимайте ребенка таким, каков он
есть.
— Ликвидируйте все агрессивные формы поведения
среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
— Предъявляя ребенку
свои требования, учитывайте
не свои желания, а его возможности.
— Гасите конфликт еще
в зародыше, направляя
интерес. ребенка в другое русло.
— Учите ребенка правильному общению, со
сверстниками и взрослыми.
— Расширяйте кругозор ребенка.
— Включайте ребенка в совместную деятельность,
подчеркивая его значимость в выполняемом.
— Игнорируйте легкие проявления агрессивности
ребенка, не фиксируйте на ней
внимания окружающих.
— Установите строгий запрет на агрессивные действия
ребенка. Пытайтесь понять
причины протеста и сопротивления ребенка и исключите
их.
— Включите агрессивные действия в контекст игры и
придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Бороться с
агрессивностью нужно:
— Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у
родителей.
— Объяснением. Объясните ребенку, почему его
поведение неправильно, но будьте
предельно кратким.
— Отвлечением.
Постарайтесь предложить вашему
ребенку что-нибудь более
привлекательное, чем то, что он
пытается делать.
— Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка — подождите, пока поступок повторится.
— Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее
поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз
услышать вашу
похвалу.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЖЕТ...
— Любите и принимайте ребенка таким, какой он
есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
— Уча ребенка честности,
будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью, и
всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.
— Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом, и тем реже у него будет возникать желание солгать.
— Чаще хвалите,
ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
— Если
вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь
вызвать его на откровенность и
выяснить причину лжи.
— Причинами лжи могут служить следующие
проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину;
попытка избежать
наказания; желание выразить свою враждебность тому, кому лжет.
— Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во
лжи, дав оценку
собственному проступку.
— Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка
не было заниженной
самооценки.
ЕСЛИ РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЕН...
— Любите и принимайте своего ребенка таким, каков
он есть.
— Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом,
взглядом, прикосновением.
— Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми
очень утомительна
и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
— Никогда не позволяйте ребенку работать «на время».
Временной цейтнот
категорически противопоказан медлительному ребенку.
— Всемерно способствуйте развитию уверенности в
своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах подбодрите, самый
ничтожный успех
— подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
— Всегда помните о
том, что такому ребенку нужно время «на раскачку».
— Используйте приемы опережающего воздействия.
Заранее напоминайте,
создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение
задания в более быстром темпе.
— Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок,
заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
— Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
— Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
— Привлекайте ребенка к занятиям
физической культурой, ритмикой.
— Чаще переключайте внимание ребенка в процессе
деятельности.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ГИПЕРДИНАМИЧЕН...
— Любите и принимайте ребенка таким,
каков он есть.
— Четко придерживайтесь режима дня.
— Строго разграничьте целенаправленную и
бесцельную подвижность.
— Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно
должна быть со смыслом.
— Приобщайте
ребенка к организованным подвижным
играм, в которых он может
расходовать избыточную энергию.
— Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям,
ставить перед собою цель и стремиться выполнить ее.
— Поощряйте ребенка за все виды деятельности,
требующие концентрации внимания.
— Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
— Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
— Не принимайте у себя большое количество гостей и
не ходите с ребенком в шумные компании.
— Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого
заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
— Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
— Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и
постарайтесь не выплескивать свои.
— Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш
ребенок, в зародыше.
— Будьте последовательны в наказаниях и
поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать — делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
— Наказывать гипердинамичного ребенка можно
только неподвижностью.
— Следите
за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.