Шувалова Ольга
Евгеньевна – педагог-психолог Центра диагностики и консультирования «Диалог».
Детская игра.
Всем
известно, что игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В
процессе игры её участники, находясь в субъектной позиции, исподволь
приобретают и совершенствуют умения определять замысел игры и устанавливать её
правила, эффективно регулировать ход и качество игрового взаимодействия,
выстраивать адекватные межличностные отношения. Всё это позволяет со временем перенести этот опыт и на другие виды деятельности –
учение, общение, труд.
Желания ребёнка узнать, как устроены
предметы, что можно делать с ними, стремление активно действовать, участвовать
в жизни взрослых приводит его к изображению разных событий жизни,
«экспериментированию» с предметами, конструированию. В этом и заключается
воспитательная и образовательная ценность игры.
Например, ребёнок берёт на себя
роль лётчика, начинает сооружать для себя самолёт, в одном случае постройка
служит лишь подготовкой к игре, основной частью является разыгрывание роли
лётчика, изображение приключений, с ним случившихся. В другом случае ребёнок
так увлекается строительством, что вся игра только этим и ограничивается.
Создавая образы, ребёнок входит в
свою роль, искренне её переживает, хотя
и знает, что он только как будто
лётчик или машинист. Он испытывает чувства ещё несвойственные, поэтому в игре
эмоциональная жизнь ребёнка богаче, чем в действительности. Ребёнок отражает не
только события жизни, но и своё отношение к ним, игра выявляет представления
ребёнка об окружающем, его переживания, мысли и чувства.
Для изображения задуманного участники
наделяют друг друга и окружающие предметы воображаемыми признаками, что
пробуждает и развивает творческую фантазию, усиливает работу мысли. Однако
нередко приходится наблюдать однообразные, бедные по содержанию игры, они как
будто не развиваются. Чаще всего причина этого кроется в бедности впечатлений.
Правда игры бывают малосодержательными и при достаточном запасе представлений.
Ребёнок как бы и не догадывается, что можно поиграть в другую игру – в данном
случае нужна помощь взрослого. Например, дети не догадываются, что можно играть
в сказки. Обычно предложение подхватывается детьми и в дальнейшем игры в сказки
возникают по их инициативе.
Возраст также влияет на содержание игры.
Чем младше ребёнок, тем оно большею частью несложно, мало раскрыто, отрывочно.
Это естественно для маленького ребёнка и не надо спешить с усложнением. В
старшем дошкольном возрасте игры могут быть с развитым сюжетом, более
планомерные, материал для игр доставляется не только наблюдениями, но и чтением
и рассказыванием. В этих играх ребёнок создаёт образ при помощи речи, соединяются действия ребёнка
и его словесное творчество. Существует и
такое явление как исключение детьми некоторых действий в условном плане («вот
как будто бы пообедали»). Кажется, что дети делают это для ускорения процесса
игры.
Наряду с ролевыми играми выделяются
игры «режиссёрские». Ребёнок управляет
одной или несколькими игрушками куклами,
приписывая им роли, что способствует развитию разговорной, связной речи. На
основе режиссёрских и ролевых игр развиваются игры драматизации. Большая или
меньшая близость к сюжету и тексту литературного произведения особого значения
не имеет, дети вносят в игру свою
инициативу.
Бытовые игры воспроизводят в
основном жизнь семьи ребёнка и имеют большое значение для укрепления многих
полезных навыков и привычек. В такие игры часто объединяются дети разного
возраста. Играя в семью, дети обыкновенно избегают больших объединений, так это
нарушает представление о семье. Ребёнок полнее раскрывается, проявляет
инициативу и творчество.
Но особенно легко подметить склонности и
черты характера ребёнка в одиночных играх. Здесь он свободен и в выборе игры, и
в словах, и в действиях.
Дидактическая игра развивает восприятие,
внимание, мышление, речь, волю. Ценность таких игр – умственное воспитание детей. В каждой
дидактической игре перед детьми стоит определённая задача; в её решении
заключается и главный смысл, и привлекательность такой игры. Они воспитывают у
детей усидчивость и произвольность.
Подвижные игры ярко проявляют такие черты
характера как замкнутость и общительность. Нерешительность, боязливость,
которую некоторые дети проявляют в таких играх, часто объясняется тем, что они
недостаточно хорошо владеют своими движениями.
Но сколько же радости, настоящего
веселья доставляют эти игры детям. Очень высоко ценили подвижные и спортивные
игры древние греки. Требовалась изящная соразмерность, ловкость тела, этот
народ придумал спортивные состязания – олимпийские игры, которыми весь мир увлечён и поныне.
В жизни русского народа различного рода
игры и игрища с давних времён занимали весьма заметное место. Игрой на Руси называли
такие разные и далёкие на первый взгляд, явления, как пляски, танцы, хождение
под песни, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодёжи. С игрой
в широком значении связано понятие праздника, веселья, отдыха. В старину было
особенно много игрищ, праздников и обрядов с оттенками языческого культа,
зрителями которых были и дети; по мере взрослении дети приобщались к традиционной празднично-игровой культуре
взрослых. Исследователи говорят о
возможности составления своеобразного игрового календаря детей и подростков как
части быта взрослых, издавна включавших детей в круг своих интересов. Народные
игры, а главное, соответствие игрового календаря строгому порядку жизненных и
хозяйственных циклов раскрывали перед ними крестьянский мир и способствовали
формированию их представлений, мировоззрения и национального самосознания. В
целом для русской традиции на протяжении многих веков было характерно
невмешательство взрослых в детский быт, признании детской игровой предоставляли пространство для игр, даже в
самой бедной крестьянской избе было отведено детям место на полатях (дощатый
настил над печкой). В каждой семье были свои игрушки, её мастерили из того, что
было под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева, вкладывая в неё свою любовь и
мудрость, дела их тем самым «символом святой заботы» о ребёнке.
Итак, игра позволяет использовать те
резервы, которые заложены в ней самой как развивающейся и развивающей детской
деятельности в тех видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей,
формируя его как субъекта собственной деятельности.
Литература:
- Степанова О.А. Игровая
школа мышления: методическое пособие (серия «Игровые технологии») – М.: ТЦ
Сфера, 2003.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В., Развивающие игры для
дошкольников. Ярославль, Академия развития 1996.
|