Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 05:06

Центр диагностики и консультирования "Диалог"

Меню сайта
Категории раздела
Психология [13]
Логопедия [1]
Дефектология [2]
Педагогика [3]
Массаж и ЛФК [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников. Есенина Наталья Григорьевна

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Есенина Наталья Григорьевна     

 


ВВЕДЕНИЕ


 

Итоговая работа посвящена важной и актуальной теме - профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.

Педагогическая работа - неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования, среди которых - умение рефлексировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями. В этой связи особая роль принадлежит личности работника педагогического образования.

Сверхурочная работа, большое количество студентов и важность решаемых проблем приводит к развитию синдрома выгорания и общей деформации личности специалистов системы образования.

Выгорание ведет не только к негативным индивидуальным проявлениям (депрессия, чувство усталости, неудачи, потеря мотивации), но также к развитию негативных явлений в самой сфере (снижение продуктивности, ухудшение качества преподавания, прогулы, рост текучести кадров). Кроме того, страдает и личная жизнь педагогических работников, повышается вероятность семейных конфликтов. Поэтому знание этиологии и симптоматики данного синдрома является первым шагом на пути борьбы со стрессом и «профессиональным выгоранием».

Таким образом, основная задача данной работы – исследование проблемы профессионального выгорания, определение способов диагностики и самодиагностики, методов и приемов профилактики профессионального выгорания, самопомощи и помощи коллегам на ранних стадиях выгорания.

В работе раскрыты проблемы и задачи, стоящие перед педагогическими  работниками, описаны составляющие и фазы в развитии синдрома эмоционального выгорания, факторы «группы риска», способствующие его развитию, а также представлены методы диагностики и способы психогигиены, направленные на предотвращение профессионального выгорания у педагогов (аутотренинг, медитация, релаксация, психогимнастика, техники танцевальной и телесно-ориентированной терапии и т.д.).

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) как психологический феномен практически недавно стал изучаться в отечественной психологии как самостоятельный, а не в контексте других исследований, в то время как за рубежом данным феноменом психологи занимаются давно.

Впервые термин СЭВ был заявлен в начале 70-х гг. XX века американским психологом X. Фрейденбергером в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное общение. Х.Фрейденбергер описал это явление как ухудшение психического и

физического самочувствия у представителей таких профессий в результате истощения энергии в процессе перегрузки проблемами других людей. Сегодня существует много определений СЭВ среди специалистов, однако центральным для всех является "истощение" в процессе профессиональной деятельности. Об этом и говорил X. Фрейденбергер.

Другая основоположница К. Маслач считала, что СЭВ - это синдром эмоционального и физического истощения, которое вызывает деформацию самооценки, отрицательно сказывается на отношении к работе и снижает понимание и сочувствие к собеседнику. К. Маслач утверждала, что сгорание появляется там, где общение с людьми занимает большую часть рабочего времени, а это, в свою очередь, остро ставит вопрос взаимодействия личного "я" и общественного "ты". Если человек забывает о "я" и растворяется в "ты", он сгорает.

Знаменитый психолог Р. Кочюнас рассматривал СЭВ как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы.

К. Кондо определяет синдром "эмоционального сгорания" как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений.

На сегодняшний день существует единая точка зрения на структуру психического выгорания, как у зарубежных, так и у отечественных психологов.

Три основных составляющих

синдрома эмоционального выгорания

(По исследованиям В.Е. Орла)

  1. Эмоциональное истощение.
  2. Деперсонализация (цинизм).
  3. Редукция профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызываемое собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. То есть, по мнению В. Е. Орла, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам.

Редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Синдром выгорания включает в себя группы симптомов, которые проявляются вместе, но поскольку выгорание как процесс протекает у каждого индивидуально, то и симптомы у всех выражаются по-разному и имеют разную комбинацию.


 

Группы симптомов синдрома эмоционального выгорания

  1. Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошенности; неопределенное чувство беспокойства и тревоги; чувство разочарования; снижение уровня энтузиазма; раздражительность; обидчивость; неуверенность; равнодушие; бессилие и т.д.
  2. Психосоматические: повышенная утомляемость, чувство истощения на протяжении всего дня; восприимчивость к показателям внешней спелы: частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта; отсутствие аппетита или переедание, что ведет к недостатку или избытку веса; нарушению сна, бессоннице и т.д.
  3. Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания; жесткость и ригидность в мышлении; сконцентрированность на деталях; неспособность принимать решения и т.д.
  4. Неприятия профессиональной деятельности: неприязнь к работе; усиленное сопротивление выходу на работу; мысли о смене работы, профессии и т.д.
  5. Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми; дистанцирование от студентов и коллег; стремление к уединению; осуждение обучающихся, циничное отношение к ним и т.д.

Выгорание и неудовлетворенность работой оказывают влияние на семейные отношения - возрастает количество семейных конфликтов. После насыщенного дня, проведенного с обучающимся, профессионал испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание реализуется обычно за счет семьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что выгорание охватывает все сферы развития личности человека. Начавшись в профессиональной деятельности, выгорание "поражает" и саму личность человека, мешая развитию.

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут привести к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего, эмоциональной, по мнению Т.И.Ронгинской. Это позволяет сделать вывод, что синдром носит стадиальный характер. Следует, однако, отметить, что развитие синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере и разными условиями реализации профессиональной деятельности.


 

Фазы в развитии синдрома сгорания (М. Буриш)

1.    Предупреждающая фаза:

  • чрезмерное участие: чрезмерная активность, чувство некомпетент­ности, отказ от всех потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарования;
  • истощение: чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.

2.    Снижение уровня собственного участия:

  • по отношению к коллегам и студентам: потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипов в поведении;
  • по отношению к другим окружающим: отсутствие эмпатии, безразличие;
  • по отношению к профессиональной деятельности: искусственное продле­ние перерывов в работе, опоздание, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной не удовлетворенности работой;
  • возрастные требования: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть.

3.    Эмоциональные реакции:

  • депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, лабильность настроения;
  • агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссам, подозрительность, конфликтность с окружающими; постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, лабильность настроения;

4.    Фазы деструктивного поведения:

  • сфера интеллекта: снижение концентрации внимания; отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения;
  • мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности, выполнение задач строго по инструкции;
  • эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби, скука.

5.   Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6.   Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.

Можно сделать вывод, что сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

Исследование СЭВ показало, что очень актуальным является вопрос исследования факторов, способствующих развитию выгорания.

На сегодняшней день наиболее полно это направление исследовано в зарубежной психологии.

Группы факторов, способствующих развитию выгорания

  1. Индивидуальные характеристики профессионала.
  2. Особенности профессиональной деятельности.

Индивидуальные факторы делятся на две группы:

-     социально-демографические, которые включают возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы;

-     личные особенности, которые включают локус контроля, стиль сопротивления, самооценку, тип поведения, тревожность и т. д.

Социально-демографические факторы

  • Возраст: наиболее чувствительными к выгоранию являются молодые люди (19-25 лет) и более старшие (40-50 лет).
  • Пол: риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работником функции соответствуют их половозрастной ориентации, то есть когда от мужчин требуется демонстрация истинно мужских качеств, таких как, отвага, эмоциональная сдержанность, физические данные, показатели в работе, а от женщин - сопереживание, воспитательское умение, подчинение. Также выдвигается тезис, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей.
  • Стаж работы: достаточно индивидуален и зависит от выполняемых функций специалиста. Так, К. Маслач приводит данные, что средний медицинский работник "выгорает" через 1,5 года после начала работы, а социальный работник начинает испытывать данный симптом через 2-4 года.
  • Семейное положение: более высокая степень подверженности выгоранию у лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке.
  • Образование: причиной выгорания могут служить более высокие притязания у людей с более высоким уровнем образования. Люди со средним образованием имеют более высокие баллы по профессиональным достижениям.

Личностные особенности

•      Личная выносливость:  в зарубежной психологии личная выносливость определяется как способность личности быть высоко активной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на разного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие шкалы по профессиональным достижениям.

  • Индивидуальные стратегии сопротивления: высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, и наоборот люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Также отмечается, что женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций.
  • Локус контроля: склонность человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за происходящее. Внутренний локус контроля, т. е. готовность видеть в себе причину происходящего и искать пути разрешения предохраняет от выгорания. Внешний локус контроля характеризует стремление перекладывать ответственность на внешние обстоятельства, что свойственно людям инфантильным, зависимым, больше предрасположенным к быстрому выгоранию.
  • Предрасположенность к стрессу: больше предрасположены к стрессу люди, предпочитающие бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкретную борьбу, сильную потребность держать все под своим контролем.
  • Самооценка: низкая самооценка предрасполагает к выгоранию, но сама может отражать фактор окружающей среды.
  • Невротизм: наиболее тесно связан с выгоранием, особенно с эмоциональным истощением и фактором открытия опыту.
  • Экстраверсия, открытость, тревожность, завышенные требования к себе увеличивают восприимчивость к выгоранию.

Организационные факторы.

Группа организационных факторов включает в себя три составляющих:

-условия работы, которые включают рабочие перегрузки, продолжительность рабочего дня;

-содержание работы, включающее в себя педагогическую нагрузку;

-социально-психологические факторы: поддержка от руководства и коллег, стимулирование, ролевой конфликт и ролевая двойственность.


 

Рассмотрим по порядку каждую составляющую.

Условия работы.

Исследования зарубежных психологов свидетельствуют, что повышенные нагрузки и сверхурочная работа стимулирует выгорание.

Продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания.

Содержание труда.

  • Большое количество студентов с их разнообразием психологических типов, также способствует развитию выгорания.
  • Отмечается, что любая критическая ситуация независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя к выгоранию.

Социально-психологические факторы.

  • Для работников наиболее значимой является поддержка от администрации. Работники, получающие эту поддержку, лучше противостоят стрессовым воздействиям и менее подвергаются выгоранию.
  • Отмечается, что недостаточное вознаграждение (денежное или материальное) или его отсутствие способствует возникновению выгорания.
  • Повышает вероятность развития синдрома выгорания ролевой конфликт, под которым понимается противоречия между выполняемыми работником функциями.
  • Ролевая двойственность предполагает отсутствие значимой информации для эффективности выполняемой деятельности, что также тесно связано с синдромом выгорания.

Таким образом, на развитие синдрома выгорания большое воздействие оказывают как особенности профессиональной деятельности, так и индивидуальные характеристики самих профессионалов.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

К основным методикам  диагностики  синдрома эмоционального выгорания  можно отнести следующие:

  1. Тест на степень опустошенности
  2. Методика. Опросник Бойко В.В.
  3. Методика выявления факторов, влияющих на выгорание
  4. Методика «Уровень дистресса»

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены.

Психогигиена это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образа жизни, благотворно влияющая на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Существует немало способов, используемых в рамках психогигиены для предупреждения СЭВ. Но в основном акцент делается на следующие моменты:

  • стремление к личностному росту;
  • расширение кругозора по проблемам, т. е. информированность;
  • четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности;
  • расширение своих социальных контактов;
  • рационализация профессиональной деятельности;
  • система поощрения.

Р. Кочюнас предложил следующие способы предупреждения синдрома выгорания:

  • культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ;
  • внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации;
  •  удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (желательно других профессии), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
  • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
  • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
  • открытость новому опыту;
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивного результата в работе и жизни;
  • обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем он сам);
  • чтение не только профессиональной литературы, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу;
  • участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • участие в работе профессиональных групп, дающей возможность обсудить возникновение личных проблем, связанных с работой; хобби, доставляющее удовольствие.

Приверженец ментальной психологии В.В. Макаров предложил следующие способы восстановления:

1.  Возможность свободно выражать  свои чувства и эмоции, т.к.
получаемые от клиентов эмоции могут накапливаться.

  1. Возможность выполнять свои желания, т.к. многие специалисты живут в мире, где царит "надо".
  2. Возможность переключиться и погрузиться. Временно выполнить другую роль, выйти за пределы иерархии.
  3. Сбалансированность нагрузок.
  4. Участие в работе профессиональных групп.
  5. Пребывание в профессиональной субкультуре, среди коллег.
  6. Работа со специальной литературой.
  7. Повышение уровня квалификации.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей социального работника и специфики, выполняемой им работы. Важно отметить, что большинство из них можно применять только под руководством психологов, так как неправильное их использование может нанести вред психике. Возможность использования этих методов зависит от индивидуальных особенностей человека, его предпочтений. Наиболее доступными для каждого человека являются аутотренинг и медитация.

Аутотренинг (тренировка аутогенная) - метод самовнушения, разработанный немецким психологом И. Шульцем в 1932 году. Его основу составляет прием погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.

Релаксация - это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Медитаиия - это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжения).

Медитативные методы можно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения:

  1. Повторение в уме - это слово или фраза, повторяемые вновь и вновь, обычно про себя. Возможно также пение.
  2. Повторение физического действия - сосредоточение на каком-либо физическом действии, например, на повторении дыхательных движений.
  3. Сосредоточение на проблеме - попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты, например: как звучит хлопок одной руки?
  4. Зрительная концентрация. Объект для концентрации - зрительный образ, например: картина, пламя свечи, лист дерева и т.д.

Для успешной медитации необходимо 4 условия:

  • спокойное окружение, т.е. отсутствие внешних стимулов;
  • удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу;
  • наличие объекта концентрации;
  • пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы контролировать его.

Можно также использовать методы психотерапии для предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Например, библиотерапию. Цель библиотерапии - воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации, оптимизации его психики. Использование этих методов дает человеку возможность:

путем эмоциональных переживаний их содержания, обогатить свой внутренний мир, понять его сложность и уникальность;

понять и принять внутренний мир окружающих людей;

стимулировать процессы удовольствия, покоя, уверенности, снятия напряженности, страха, облегчения страдания, общего укрепления психики человека.

Не менее интересными являются и методы психосинтеза Роберта Ассаожоли.

Сам автор определял психосинтез как «динамическую концепцию психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать». Психосинтез ставит своей целью развитие и совершенствование личности с последующей гармонизацией личности и «Я» человека. Основное внимание при данном подходе сосредоточено на цели и позитивной мотивации человека, а не на проблеме. Упражнения содержат в себе медитативно релаксационные элементы. Упор в них делается на позитивную мотивацию.

В целом, методы предотвращения СЭВ неисчерпаемы. Очень хорошо сочетать методы, о которых мы говорили выше, с психогимнастикой, танцевальной терапией, телесно-ориентированной терапией.

Рекомендуется не только применять методы индивидуальной работы специалиста над собой, но прорабатывать некоторые проблемы в группе или целом трудовом коллективе, используя, например, арт-терапию, тренинги и т.д. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого специалиста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате длительной работы в образовательной  сфере часто происходит накопление сомнений, усталости или истощения. Но если наряду с этим, идет процесс умножения знаний и совершенствование навыков в ходе профессионального обучения, групповых занятий, то феномен «сгорания» может быть успешно предотвращен. Знание порождает осознанную печаль, однако способствует тому, что неизвестное становится менее опасным, т.к. мы готовы к встрече с ним. Максимальная профессиональная готовность педагогических работников в вопросах, связанных с феноменом сгорания, является важнейшим шагом для профилактики.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учеб. пособие. - СПб.: Санкт-Петербургская акад. МВД России, 1998.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984.
  3. Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание // Стоматолог. 2000. № 7.
  4. Водопьянова Н.Е., Стпарченкова Е.С. Психическое выгорание и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. — СПб., 2002. С. 140-154.
  5. Гуггепбюлъ-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб., 1997.
  6. Демина Л.Д., Рамникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. - Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2000.
  7. Золотарева Т.Ф., Минингалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника. — М., 2001.
  8. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные . механизмы. Меры профилактики. //Вестник РАТЭПП. 1995. № 1.
  9. Либин А. В. Дифференциальная психология. — М.: Смысл, 1999.
  10. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М: Академический проект ОППЛ, 2003. - С. 38-42.
  11. Крапивина О.В., Косырев В.Н. К вопросу о профилактике и коррекции эмоционального выгорания у пенитенциарных служащих // Вестник Тамбовского гос. ун-та. Серия гуманитарных наук. Вып. 1(29). 2003. - С. 36-47.
  12. Моховиков А,И. Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 1999. — С. 64—71.
  13. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. — С. 90-101.
  14. Селъе Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас. - U.: РЭНАР, 1992.
  15. Помощь помощникам: социально-психологическое сопровождение социальных работников. Научно-методический сборник статей/ Под ред. Осуховой Н.Г. - М., 2006.
  16. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб.: Питер, 2001.
  1. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Практическая психология. 1998. № 8. - С. 84-89.
  2. Ховтсинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. - СПб.: Речь, 2002.


 

Категория: Психология | Добавил: Olpovarova (04.04.2014)
Просмотров: 7950 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Sergted  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>строительные компании</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Видео-психолог :)
Поиск
Аудио-архив
Друзья сайта
  • Администрация Раменского района
  • Раменский городской портал
  • ЦППО АСОУ
  • Логопед Плюс
  • Институт коррекционной педагогики
  • Россия - без жестокости к детям!
  • Видеопаспорт.ру Школа приемных родителей
  • Раменский Дом Учителя
  • Нет наркотикам. Информационный ресурс.
  • Реабилитация наркомании, алкоголизма, игромании. Помощь пострадавшим от сект и оккультизма.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz