Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 17.01.2018, 10:09

Центр диагностики и консультирования "Диалог"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [74]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Исследование ценностей у старшеклассников
[ Скачать с сервера (58.5Kb) ] 26.09.2013, 23:25

                                                                        Казанцева Юлия Юрьевна

педагог-психолог Удельнинской СОШ №34

 

Формирование ценностей у подростков: технологический подход

 

    Анализ современных представлений о сущности ценности, данный Корниенко К.А., показывает, что ценность – термин, широко используемый для указания на личностное, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценности образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной) культуры любого общества и являют собой такие представления о желаемом, которые влияют на сознательно осуществляемый человеком выбор того или иного типа, средств и целей поведения. ("Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества".– М.-1994 С.55-56)

   В самом широком смысле любое явление, оцениваемое как хорошее или плохое, является ценностью (Парсонс Т. Социальные системы. 1951. С.12).

Современная точка зрения на интересующий нас вопрос гласит: явление признается ценностью, если соответствует определенным условиям:

1.      Содержит в себе моральное требование (пожелание, чтобы нечто было осуществлено);

2.      Представляет оценку существующих или имевших место явлений с точки зрения присущего им морального значения;

Т.е. в ценности должно быть отражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру. (См. Словарь по этике/ Под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона, 1889).  

   Т.Парсонс соотносит природу ценностей с поиском альтернатив в поведении людей и групп, с процессом принятия решений. Ценность выступает в качестве критерия или стандарта при осуществлении выбора.

В теории действия Т.Парсонса ценности входят в каждую из четырех систем человеческого действия: организм, личность, общество, культура. Он подчеркивает, что ценности являются как компонентами психологических процессов, так и компонентами культурных моделей и традиций. Именно потому, что индивид разделяет ценность с другими людьми, принадлежащими к той же культуре и обществу, ценности определяют их социальное поведение.

Классическим определением ценности является предложенное Ф.Клакхоном понимание ценностей как эмоциональных или когнитивных символов, в которых выражаются представления о желаемом (1962).

Ценности являются частью мировоззрения социальных общностей, способ реакции групп на различные социальные ситуации. Социальная реальность может восприниматься как среда, которую надо преобразовывать или, наоборот, как среда, к которой следует приспосабливаться, воспринимаемая такой, какая она есть.

Начало конкретным социологическим исследованиям  ценностей было положено работами М.Рокича. В своих работах "Убеждения, установки и ценности" (1968), "Природа человеческих ценностей" (1973) и "Понимая ценности людей" (1979), Рокич первый предложил операциональные определения понятий "ценность", "система ценностей". Он также изложил основы методики ранжирования ценностных представлений. Согласно Рокичу, ценности как элемент социального сознания  имеют отношение к способам поведения (средствам) и конечным состояниям бытия (целям).

Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека как личности (В.А.Ядов). В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода "координирующим центром" (Р.Г.Гурова), определяющим поведение и отношения. Социологи рассматривают ценности как нормативы или регуляторы деятельности.

С психологической точки зрения, ценности являются основным средством сознания и самосознания для поддержания чувства самоуважения и собственного достоинства.

В идеальной форме они выражают цели и устремления человека, детерминируют характер поведения и образа мысли людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждения, действующие в силу эмоциональной привлекательности. Как отмечал Б.Г.Ананьев,: "без познания ценностных представлений индивида невозможно понять его поведение". (Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания. – Л.: 1969. С.300)

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности и влияют на отношение к людям, к делу, к себе, к вещам. Они формируют такие черты характера как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т.п.

В интересах личности ценности выполняют приспособительную (адаптивную) и эгозащитную функции (М.Рокич).

В настоящее время существует несколько классификаций ценностей.

В.А.Ядов и его сотрудники вычленяют :

ценности – цели

ценности – средства.

Р.М.Вильямс разделил человеческие ценности на три группы. В основу классификации положен тип целенаправленной деятельности:

·         аффективные ценности  (гедонистические ценности, связанные с удовлетворением и наслаждением, получением удовольствия),

·         конативные ценности (ценности состояния бытия),

·         ценности достижения (успех или фрустрация) (1979)

Важное значение для теоретического осмысления природы ценностей имело предложенное Р.Вильямсом выделение двух аспектов ценностей: с одной стороны, ценность как оценка – положительная или отрицательная – какого-либо предмета или явления, а с другой стороны, ценности как критерии, стандарты, на основании которых производится такая оценка и на основании которых индивиды и группы оправдывают и защищают сделанный поведенческий выбор.

В.Франкла выделил также  три типа ценностей:

1). ценности творчества (связанные с тем, что мы даем жизни, ценности наиболее естественные и важные, но не необходимые);

2). ценности переживания (связанные с тем, что мы берем от жизни, взаимоотношения);

3). ценности отношения  (осмысление ситуации посредством позиции, которую мы занимаем).

·         К.А. Корниенко рассматривает как духовно-нравственные образования, которые представляют собой:

·         ценности переживания, связанные с действительностью, отражаемой личностью,

·         ценности взаимоотношения, включающие осмысление жизненных ситуаций и ту позицию, которую личность занимает.

Уровень принятия человеком ценностей может быть различным. О ценностях можно знать, их можно использовать в качестве ориентиров при принятии решений, а также они могут выступать в качестве убеждений – внутренних регуляторов поведения человека.

   Более подробно об убеждениях и ориентациях пишут авторы пособия «Психодиагностика убеждений и ориентаций личности» Г.Е.Залесский и Е.Б.Редькина. Приведем некоторые выдержки из данного труда.

   Убеждения являются компонентом мировоззрения. С их помощью реализуется связь усваиваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении, решается вопрос о том, использовать ли данные знания (ориентации) в качестве критерия выбора мотивов и целей, которыми личность намерена руководствоваться в той или другой ситуации.

   Таким образом, через убеждения осуществляется влияние личных ценностей на характер личной ориентировочной деятельности.

   Убеждения способны служить той надситуативной нравственно-оценочной опорой, с позиции которой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, насколько в ней воплощены его собственные ценности .

    Ориентации, как и убеждения, выражают единство знаний (оценок, норм, эталонов) и положительного к ним отношения. Они используйся личностью для выражения своей оценки, своей позиции по отношению к ситуации или событию.

Ценностно-деятельностный подход позволяет выделить достаточно строгие признаки, с помощью которых можно проследить уровни сформированности (усвоения) личных ценностей.

Самый первый уровень усвоения ценностей – знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более высокий уровень – взгляды, ориентации. При этом личностный смысл выполняет функцию фиксирования отношения к объекту, к возможностям его использования для удовлетворения своих потребностей, что выражается в субъективной оценке его как "полезного", "нейтрального" или "вредного". Если ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива, поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне – в роли убеждения.

   При этом личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть императивным, основываются только на требованиях внешних общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал С.А.Рубинштейн: "Люди часто поступают так или иначе, потому что "так делают "все" (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция и моя собственная ответственность отпадают". В этом случае мы имеем дело с убеждением, усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в котором участвуют такие убеждения, будет конформным. Его когнитивный компонент полностью определяется той идеологией, которая характерна для ближайшего социального окружены личности. Личные качества человека с преобладающим конформным способом ориентировки могут способствовать превращению его либо в обывателя, личное кредо которого состоит в том, чтобы "быть как все" или "не хуже других", либо в фанатика с гипертрофированной потребностью служения идее, которому чужды сомнения в тех ценностях, которые исповедует он сам и его окружение.

   Личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждений, может быть собственно ценностным. Это происходит, когда они выработаны человеком в результате напряженной внутренней работы, размышления, сомнений, поисков. Только ценностный уровень личностного смысла обеспечивает появление мировоззренческого способа ориентировки, при котором его когнитивный компонент сливается с областью "Я", порождая ощущение внутренней необходимости руководствоваться своими ценностями и принципами.

   Вот почему очень важно при формировании ценностей активное взаимодействие личности с ценностным «полем», а также сопоставление Я-ценностей и ценностей другого, если Я и другой являются частью целого: семьи, группы, коллектива, народа.

Процедура работы с ценностями (авторская)  

1 этап. Установочный.

Ребятам предлагается прочитать перечень терминальных ценностей, которые использует в своем опроснике Рокич:

  • Активная, деятельная жизнь
  • Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • Здоровье (физическое и психологическое)
  • Интересная работа
  • Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
  • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  • Наличие хороших и верных друзей
  • Хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого)
  • Общественное признание (уважение окружающих)
  • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития)
  • Равенство (братство, равенство для всех)
  • Самостоятельность как независимость в суждениях  и оценках
  • Свобода как независимость в поступках  и действиях
  • Счастливая семейная жизнь
  • Творчество (возможность творческой деятельности)
  • Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
  • Удовольствия (жизнь, полная развлечений, приятного проведения времени)

Далее каждый участник анкетирования получает 5 чистых листочков (размер стикера).

2 этап: Анкетирование. Выбор

Инструкция: вы получили 5 чистых стикеров (личточков), выберите из списка 5 самых значимых для вас ценностей и запишите их на имеющихся у Вас стикерах по одной ценности на каждом.

3 этап: Подсчет голосовПосле того, как участники опроса сделали свой выбор, ведущий предлагает ребятам поучаствовать в составлении рейтинга ценностей:

Ведущий:

Ребята , кто из Вас может назвать одну из выбранных ценностей?

Ученик, поднявший руку, называет свою ценность.

Ведущий: Кто так же,  как и (условно) Петя выбрал  ценность «Семья», передайте свои листочке Пете.

Кто еще готов поделиться своим выбором?

Ученик называет.

Ведущий: Кто, так же, как и (условно) Маша выбрал ценность «Познание», передайте свои листочки Маше.

Процедура длится до того момента, пока не закончатся ценности, выбранные ребятами.

Важно не упустить, что какие-то ценности могут получить только 1 выбор, но их тоже необходимо вписать в рейтинг.

4 этап. Составляем рейтинг.

Ведущий: ребята, получившие от участников листочки с их выбором, посчитайте, количество полученных стикеров, или сколько раз была выбрана ценность, которую вы назвали.

После подсчета ведущий записывает на доске:

Семья – 8

Познание – 3 и т.д.

5 этап: Анализ полученных результатов. Обозначение ценностного выбора личности и формирование ценностного единства коллектива.

Особенно значимо, так как к выбору ребят можно подойти с точки зрения их возрастных особенностей и жизненных планов. А также выйти на уровень формирующей дискуссии о значении для человека и коллектива той или иной ценности.

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г.. Человек как предмет познания. – Л.: 1969.
  2. Залесский Г.Е., Редькина Е.Б.. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. – М., 1996.
  3. Словарь по этике/ Под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона, 1889

Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества.– М.-1994 С.55-56

 

Интернет Источники:

  1. http://www.philosophydic.ru/cennost
Категория: Мои файлы | Добавил: Olpovarova
Просмотров: 916 | Загрузок: 161 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Видео-психолог :)
Поиск
Аудио-архив
Друзья сайта
  • Администрация Раменского района
  • Раменский городской портал
  • ЦППО АСОУ
  • Логопед Плюс
  • Институт коррекционной педагогики
  • Россия - без жестокости к детям!
  • Видеопаспорт.ру Школа приемных родителей
  • Раменский Дом Учителя
  • Нет наркотикам. Информационный ресурс.
  • Реабилитация наркомании, алкоголизма, игромании. Помощь пострадавшим от сект и оккультизма.

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz