Казанцева Юлия Юрьевна
педагог-психолог Удельнинской
СОШ №34
Формирование ценностей у
подростков: технологический подход
Анализ современных
представлений о сущности ценности, данный Корниенко
К.А., показывает, что ценность –
термин, широко используемый для указания на личностное, социальное и культурное
значение определенных явлений действительности. Ценности образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной)
культуры любого общества и являют собой такие представления о желаемом, которые
влияют на сознательно осуществляемый человеком выбор того или иного типа,
средств и целей поведения. ("Ценности и символы национального самосознания
в условиях изменяющегося общества".– М.-1994 С.55-56)…
В
самом широком смысле любое явление, оцениваемое как хорошее или плохое,
является ценностью (Парсонс Т. Социальные системы. 1951. С.12).
Современная точка зрения на интересующий нас
вопрос гласит: явление признается ценностью, если соответствует определенным
условиям:
1. Содержит в себе моральное требование
(пожелание, чтобы нечто было осуществлено);
2. Представляет оценку существующих или имевших
место явлений с точки зрения присущего им морального значения;
Т.е. в ценности должно быть отражено
деятельно-заинтересованное отношение человека к миру. (См. Словарь по этике/
Под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона, 1889).
Т.Парсонс соотносит природу ценностей с
поиском альтернатив в поведении людей и групп, с процессом принятия решений. Ценность выступает в качестве критерия
или стандарта при осуществлении выбора.
В теории действия Т.Парсонса ценности
входят в каждую из четырех систем человеческого действия: организм, личность,
общество, культура. Он подчеркивает, что ценности являются как компонентами
психологических процессов, так и компонентами культурных моделей и традиций.
Именно потому, что индивид разделяет ценность с другими людьми, принадлежащими
к той же культуре и обществу, ценности определяют их социальное поведение.
Классическим определением ценности является
предложенное Ф.Клакхоном понимание ценностей как эмоциональных или когнитивных
символов, в которых выражаются представления о желаемом (1962).
Ценности являются частью мировоззрения
социальных общностей, способ реакции групп на различные социальные ситуации.
Социальная реальность может восприниматься как среда, которую надо
преобразовывать или, наоборот, как среда,
к которой следует приспосабливаться, воспринимаемая такой, какая она есть.
Начало конкретным социологическим
исследованиям ценностей было положено
работами М.Рокича. В своих работах "Убеждения, установки и ценности"
(1968), "Природа человеческих ценностей" (1973) и "Понимая
ценности людей" (1979), Рокич первый предложил операциональные определения
понятий "ценность", "система ценностей". Он также изложил
основы методики ранжирования ценностных представлений. Согласно Рокичу, ценности как элемент социального
сознания имеют отношение к способам
поведения (средствам) и конечным состояниям бытия (целям).
Наличие устоявшихся ценностных ориентаций
характеризует зрелость человека как личности (В.А.Ядов). В структуре личности
ценностные ориентации выступают своего рода "координирующим центром" (Р.Г.Гурова), определяющим
поведение и отношения. Социологи
рассматривают ценности как нормативы или регуляторы деятельности.
С
психологической точки зрения,
ценности являются основным средством сознания и самосознания для поддержания
чувства самоуважения и собственного достоинства.
В идеальной форме они выражают цели и
устремления человека, детерминируют характер поведения и образа мысли людей.
Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждения, действующие в силу
эмоциональной привлекательности. Как отмечал Б.Г.Ананьев,: "без познания
ценностных представлений индивида невозможно понять его поведение". (Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания. –
Л.: 1969. С.300)
Личностные ценности представляют собой
моральную основу характера личности и влияют на отношение к людям, к делу, к
себе, к вещам. Они формируют такие черты характера как ответственность,
требовательность к себе, бережливость и т.п.
В интересах личности ценности выполняют приспособительную (адаптивную) и
эгозащитную функции (М.Рокич).
В
настоящее время существует несколько классификаций ценностей.
В.А.Ядов и его сотрудники вычленяют :
ценности
– цели
ценности
– средства.
Р.М.Вильямс
разделил человеческие
ценности на три группы. В основу классификации положен тип целенаправленной
деятельности:
·
аффективные ценности (гедонистические
ценности, связанные с удовлетворением и наслаждением, получением удовольствия),
·
конативные ценности (ценности состояния бытия),
·
ценности
достижения (успех или фрустрация) (1979)
Важное значение для теоретического осмысления
природы ценностей имело предложенное Р.Вильямсом выделение двух аспектов ценностей: с одной стороны, ценность как оценка – положительная или отрицательная – какого-либо
предмета или явления, а с другой стороны, ценности как критерии, стандарты, на основании которых производится такая
оценка и на основании которых индивиды и группы оправдывают и защищают
сделанный поведенческий выбор.
В.Франкла
выделил также три типа ценностей:
1). ценности творчества (связанные с тем, что
мы даем жизни, ценности наиболее естественные и важные, но не необходимые);
2). ценности переживания (связанные с тем,
что мы берем от жизни, взаимоотношения);
3). ценности отношения (осмысление ситуации посредством позиции,
которую мы занимаем).
·
К.А. Корниенко рассматривает как духовно-нравственные
образования, которые представляют собой:
·
ценности переживания, связанные с действительностью, отражаемой
личностью,
·
ценности взаимоотношения, включающие осмысление жизненных ситуаций и
ту позицию, которую личность занимает.
Уровень принятия человеком ценностей может
быть различным. О ценностях можно знать, их можно использовать в качестве
ориентиров при принятии решений, а также они могут выступать в качестве
убеждений – внутренних регуляторов поведения человека.
Более подробно об убеждениях и
ориентациях пишут авторы пособия «Психодиагностика убеждений и ориентаций
личности» Г.Е.Залесский и Е.Б.Редькина. Приведем некоторые выдержки из данного
труда.
Убеждения являются компонентом мировоззрения. С их помощью реализуется связь
усваиваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении, решается
вопрос о том, использовать ли данные знания (ориентации) в качестве критерия
выбора мотивов и целей, которыми личность намерена руководствоваться в той или
другой ситуации.
Таким образом, через убеждения
осуществляется влияние личных ценностей на характер личной ориентировочной
деятельности.
Убеждения способны служить той надситуативной нравственно-оценочной
опорой, с позиции которой человек осознает результаты своей деятельности,
проверяет, насколько в ней воплощены его собственные ценности .
Ориентации, как и убеждения, выражают
единство знаний (оценок, норм, эталонов) и положительного к ним отношения. Они
используйся личностью для выражения своей оценки, своей позиции по отношению к
ситуации или событию.
Ценностно-деятельностный подход
позволяет выделить достаточно строгие признаки, с помощью которых можно
проследить уровни сформированности
(усвоения) личных ценностей.
Самый первый уровень усвоения ценностей – знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более
высокий уровень – взгляды,
ориентации. При этом личностный смысл выполняет функцию фиксирования отношения
к объекту, к возможностям его использования для удовлетворения своих
потребностей, что выражается в субъективной оценке его как
"полезного", "нейтрального" или "вредного". Если
ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива,
поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне – в
роли убеждения.
При этом личностный смысл,
придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть императивным, основываются только на требованиях внешних
общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал
С.А.Рубинштейн: "Люди часто поступают так или иначе, потому что "так
делают "все" (так принято, так общепринято, так поступают). В этом
случае я сам как внутренняя контрольная инстанция и моя собственная
ответственность отпадают". В этом случае мы имеем дело с убеждением,
усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в
котором участвуют такие убеждения, будет конформным. Его когнитивный компонент
полностью определяется той идеологией, которая характерна для ближайшего
социального окружены личности. Личные качества человека с преобладающим
конформным способом ориентировки могут способствовать превращению его либо в
обывателя, личное кредо которого состоит в том, чтобы "быть как все"
или "не хуже других", либо в фанатика с гипертрофированной
потребностью служения идее, которому чужды сомнения в тех ценностях, которые
исповедует он сам и его окружение.
Личностный смысл, придаваемый
ценностям, усвоенным на уровне убеждений, может быть собственно ценностным. Это происходит,
когда они выработаны человеком в результате напряженной внутренней работы,
размышления, сомнений, поисков. Только ценностный уровень личностного смысла
обеспечивает появление мировоззренческого способа ориентировки, при котором его
когнитивный компонент сливается с областью "Я", порождая ощущение
внутренней необходимости руководствоваться своими ценностями и принципами.
Вот почему очень важно при
формировании ценностей активное взаимодействие личности с ценностным «полем», а
также сопоставление Я-ценностей и ценностей другого, если Я и другой являются
частью целого: семьи, группы, коллектива, народа.
Процедура работы с ценностями (авторская)
1 этап. Установочный.
Ребятам предлагается прочитать перечень терминальных ценностей, которые
использует в своем опроснике Рокич:
- Активная, деятельная жизнь
- Жизненная мудрость (зрелость суждений и
здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
- Здоровье (физическое и психологическое)
- Интересная работа
- Красота природы и искусства (переживание
прекрасного в природе и искусстве)
- Любовь (духовная и физическая близость с
любимым человеком)
- Материально обеспеченная жизнь
(отсутствие материальных затруднений)
- Наличие хороших и верных друзей
- Хорошая обстановка в стране, в обществе,
сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого)
- Общественное признание (уважение
окружающих)
- Познание (возможность расширения своего
образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития)
- Равенство (братство, равенство для всех)
- Самостоятельность как независимость в
суждениях и оценках
- Свобода как независимость в
поступках и действиях
- Счастливая семейная жизнь
- Творчество (возможность творческой
деятельности)
- Уверенность в себе (свобода от
внутренних противоречий, сомнений)
- Удовольствия (жизнь, полная развлечений,
приятного проведения времени)
Далее каждый участник анкетирования получает 5 чистых листочков (размер
стикера).
2 этап: Анкетирование. Выбор
Инструкция: вы получили 5 чистых стикеров (личточков),
выберите из списка 5 самых значимых для вас ценностей и запишите их на
имеющихся у Вас стикерах по одной ценности на каждом.
3 этап: Подсчет голосовПосле того, как участники опроса сделали свой
выбор, ведущий предлагает ребятам поучаствовать в составлении рейтинга
ценностей:
Ведущий:
Ребята , кто из Вас может назвать одну из выбранных ценностей?
Ученик, поднявший руку, называет свою ценность.
Ведущий: Кто так же, как и
(условно) Петя выбрал ценность «Семья»,
передайте свои листочке Пете.
Кто еще готов поделиться своим выбором?
Ученик называет.
Ведущий: Кто, так же, как и (условно) Маша выбрал ценность «Познание»,
передайте свои листочки Маше.
Процедура длится до того момента, пока не закончатся ценности,
выбранные ребятами.
Важно не упустить, что какие-то ценности могут получить только 1 выбор,
но их тоже необходимо вписать в рейтинг.
4 этап. Составляем рейтинг.
Ведущий: ребята, получившие от участников листочки с их выбором,
посчитайте, количество полученных стикеров, или сколько раз была выбрана
ценность, которую вы назвали.
После подсчета ведущий записывает на доске:
Семья – 8
Познание – 3 и т.д.
5 этап: Анализ полученных
результатов. Обозначение ценностного выбора личности и
формирование ценностного единства коллектива.
Особенно значимо, так как к выбору ребят можно подойти с точки зрения
их возрастных особенностей и жизненных планов. А также выйти на уровень
формирующей дискуссии о значении для человека и коллектива той или иной
ценности.
Литература
- Ананьев
Б.Г.. Человек как предмет познания. – Л.: 1969.
- Залесский
Г.Е., Редькина Е.Б.. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. – М.,
1996.
- Словарь по
этике/ Под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона, 1889
Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося
общества.– М.-1994 С.55-56
Интернет Источники:
- http://www.philosophydic.ru/cennost
|