Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 05:02

Центр диагностики и консультирования "Диалог"

Меню сайта
Категории раздела
Психология [13]
Логопедия [1]
Дефектология [2]
Педагогика [3]
Массаж и ЛФК [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

А вы пробовали играть?
А Вы пробовали играть?

Мой сынок Саша стал первоклассником. Позади тревоги и волнения, связанные с поступлением в гимназию, куплен портфель и тетради, но уже первые недели в школе в качестве ученика показали, насколько труден и тернист путь, называемый «УЧЕНИЕ». И самые большие трудности нас поджидали не со стороны интеллектуальной готовности к обучению в школе, а со стороны эмоционально-волевого развития, недостаточной концентрации внимания. Умения и старания подчинить желания воле никак не хотели проявляться. На уроках Саша то активен, выпрыгивая с места с правильным ответом, то спит, посапывая. Когда все прописывают буквы в прописях, Саша из трубочки устраивает фейерверк, а про запись заданий на дом вообще можно и позабыть. Учительницу то слышим, то и не замечаем. Словом, ожидаемые мной проблемы «проснулись» и «заработали». Желание помочь сыну справиться с трудностями привыкания к школе привели нас к психологу Центра «Диалог» Руденко Ларисе Геннадьевне.
 
  Во время первой встречи Саша чувствовал себя очень неуютно, выбрал самый дальний стул от психолога, сидел вполоборота, медленно, минута за минутой, словно рачок, раскрываясь к общению. Нам с мужем было предложено ответить на вопросы анкеты о родительском отношении к ребенку, причем отдельно друг от друга. На первых порах занятия психолог проводила только с Сашей, откуда сын выходил в приподнятом настроении, говоря: «Я хорошо поиграл с Ларисой Геннадьевной». Примерно на 4-е занятие пригласили и меня. Что тут началось! Саша вел себя совершенно иначе, он свободно перемещался по кабинету, при этом, ничего не совершая против правил. Психолог мягко, но настойчиво, в случае нарушения установленных ею и принятых Сашей правил, призывала к их выполнению. Атмосфера в кабинете стала напоминать комнату, где что-то творят (от слова «ТВОРЧЕСТВО»). Меня пригласили поиграть вместе с моим сыном, именно совместная игра, по мнению психологов, поможет создать почву для выстраивания новых отношений между нами, между Сашей и сверстниками, Сашей и учителями, (которые хором в то время жаловались на сына, при этом подчеркивая его индивидуальность). Занятие за занятием, хотя это время хочется назвать отдушиной, глотком свежего воздуха, ведь плохое настроение, головная боль уходили, мы играли вместе. Саша стал просить, чтобы эти встречи с психологом стали ежедневными. Лариса Геннадиевна предложила продолжить и дома игру, но это получилось не сразу, постепенно. Начали мы с игр, помогающих снять накопившееся раздражение и агрессию: мы сделали из газет мечи и сражались, пока они не превращались в лохмотья, потом вместе выбрасывали их в мусор, словно свой негатив. Выбор игры на занятиях психолог зачастую отдавала Саше, и он настойчиво предлагал играть в «Лепешку». Кем только он не был: и питоном, и опасным скорпионом, мы с психологом тоже не отставали: настоящий зверинец бродил по клеточкам игрового поля и предъявлял друг другу претензии. Но раз за разом Саша отыгрывал свои переживания, трудности, и игра стала легкой, смешной, в ней появились внимание и забота об участниках: «Ты тут посиди, попей лимонаду», - говорил Саша попавшему в его жилище зверю. Напряжение ушло, и даже не очень нравившаяся лепка героя в начале игры, стала обычной. Конечно, есть и другие игры, в которые мы все с удовольствием играем на занятиях: «Пасьянсы», «Ума палата», «Города», «За сокровищами», «Созвездия», «Притворщик», «Подбери нужное». Наши встречи стали для нас настоящим открытием и новых игр, но самое главное, наших добрых партнерских отношений, рядом со мной настоящий Человек, и пусть пока его желания спешат впереди воли,  Саша сам и с моей помощью учится справляться с ними, строя и укрепляя мостик между игрой и реальностью. Хочется поделиться нашими успехами в школе: учитель хвалит сына, он стал организованнее, внимательнее, увереннее в себе, доброжелательнее. Спасибо игре и психологу Ларисе Геннадьевне за помощь и поддержку в настройке компаса семейных отношений, за радость совместного творчества в игре, за открытие потенциала внутренних сил нашего ребенка.  

  Давайте попробуем проанализировать происходящее на занятиях: как известно, развитие ребенка связано с приобретением нового опыта, для каждого возраста способ познания окружающего мира различен, это определяется возможностями ребенка: уровнем развития систем и органов.
  Так, в возрасте от одного года до двух главный способ - манипулирование с предметами, малыш подолгу испытывает и проверяет предметы, бросая, прокатывая их, пробуя на вкус. С развитием ребенка и способы познания становятся совершеннее: используются все новые приемы, которые ребенок словно испытывает в игре, чтобы позднее быть приспособленным к реальной жизни, накопление опыта ведет к качественному скачку в развитии, в психологии называемому возрастным кризисом.
    Каждый кризис характеризуется новообразованием, и если ребенок «не дозрел», то и переход к следующему этапу развития задерживается, мешая ребенку быть успешным в новом виде деятельности.
   Первый класс характеризуется переходом ребенка на этап развития, когда ведущей деятельностью становится учение, игра отходит на второй план, но в случае с Сашей остались неразрешенными проблемы эмоционально-волевого характера. Поэтому психолог выбрал тактику занятий - игр, помогающих ребенку преодолеть трудности в общении, не испытывая напряжение от назидания и поучения. Игра дает возможность стать площадкой для отработки навыков общения, учит соблюдать установки и правила, при этом давая свободу и не сдерживая проявление эмоций как положительных, так и негативных. Отношения внутри семьи также получили толчок к развитию, ведь включение мамы в игру делает отношения с ребенком более заинтересованными, легкими, партнерскими. Ребенок принимает маму как друга, тем самым преодолевается барьер достаточно высоких требований, предъявляемых к ребенку с момента поступления в школу: «Ты должен ..., надо...».
   Таким образом, игра помогает нивелированию, изживанию проблем ребенка, повышению самооценки ребенка, снижению тревожности родителей, что в свою очередь становится мощным базисом для успешной учебы, которая включает в себя не только непосредственный процесс учения, но общение со сверстниками и новыми взрослыми. По мнению психологов, каждый взрослый должен протянуть руку помощи ребенку, если он не справляется самостоятельно, сначала делая это вместе с ребенком, затем постепенно, видя, что ребенок справляется сам, дать возможность выполнить задание самому. Возможно, сами родители или сверстники могут выполнять подобное уже сами, но это не должно быть определяющим в отношении Вашего ребенка; главное - это приобретение опыта Вашим ребенком. 


Ожогина  Татьяна Викторовна (педагог-психолог, тифлопедагог д/с № 42)
Категория: Психология | Добавил: Olpovarova (21.04.2011)
Просмотров: 788 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Видео-психолог :)
Поиск
Аудио-архив
Друзья сайта
  • Администрация Раменского района
  • Раменский городской портал
  • ЦППО АСОУ
  • Логопед Плюс
  • Институт коррекционной педагогики
  • Россия - без жестокости к детям!
  • Видеопаспорт.ру Школа приемных родителей
  • Раменский Дом Учителя
  • Нет наркотикам. Информационный ресурс.
  • Реабилитация наркомании, алкоголизма, игромании. Помощь пострадавшим от сект и оккультизма.

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz