Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.09.2017, 01:13

Центр диагностики и консультирования "Диалог"

Меню сайта
Категории раздела
Психология [13]
Логопедия [1]
Дефектология [2]
Педагогика [3]
Массаж и ЛФК [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

«Арттехнологии в помощь педагогу-психологу МДОУ» Ожогина Т.В.
Арттехнологии в помощь педагогу-психологу МДОУ. Достоинства арт-методов: · слова затрудняют передачу чувств (невербальная форма облегчает выражение чувств); · малый возраст клиента – затруднения в выражении чувств словами, (плохо развитая речь ребенка, при затруднении в установлении контакта); · облегчают доступ к своим переживаниям, помогают разрешать внутренные конфликты Арттерапия – специально созданная безопасная среда, оборудованная материалами, где клиент может создать визуальные образы самостоятельно, происходит осознавание неосознаваемого во взаимодействии троих: клиента, терапевта и изобразительного продукта. В арттерапии исторически выделяется два системных подхода: классический и романтический. Классический подход предполагает интерпретацию символов (корни лежат в психоанализе). Романический подход сводит интерпретирование работы клиента к минимуму, главное – поддержка, сопровождение, диагностика; это терапия занятостью, трудом. Этапы арттерапевтического процесса: Ι этап – подготовительный Знакомство, сбор данных, разъяснение содержания и особенностей работы, правила поведения во время занятий, возможности клиента. Заключение контракта – объяснение цели ребенку (маме), задач, режима встреч, продолжительности занятий, оплаты. Обсуждаются вопросы обеспечения безопасности, конфиденциальности. Изобразительные навыки клиента не имеют значения – это один из способов обеспечения его безопасности. ΙΙ этап – этап формирования отношений между клиентом и терапевтом (слияние). Очень важна поддержка психолога в становлении эмоционального контакта. Директивность арт-методов низка (рамки, тема, как правило, отсутствуют). Достаточно часто наблюдается деструктивное поведение (порвать, замалевать работу), т.к. неосознаваемые переживания мешают переходу к изобр. деятельности. Поддержка психолога: «как можешь, как хочешь, тебе поможет волшебный карандаш, рассматриваем изобразительные материалы, следы, которые они оставляют на бумаге». На этом этапе хороша техника коллажа, т.о. клиент избавлен от демонстрации собственных изобразительных навыков, он может использовать готовые зрительные образы. · Пластилиновые игры («лепешка», грибы, заборы) · Рисование «Мое настроение» (динамика группы, отслеживание изменений в настроении после работы) · Рисование в паре мама – ребенок (отслеживаем стратегию поведения участников) ΙΙΙ этап – осознавание символических изображений, переживание чувства удовлетворения от нарисованного с поддержкой психолога. Активно используются игровые виды деятельности, драматизация, элементы танца. Повышается самооценка, происходит гармонизация образа своегоЯ, устойчивые формы поведения – паттерны расшатываются, им на смену приходят новые. Важно! Избегание прямых рецептов, новые способы поведения предлагаются адаптивно – через метафору. На этом этапе великолепно работают такие методы и техники: · сказкотерапия (метафорические сказки, сказки с последующей лепкой персонажей,сказки для разрешения проблемы, заявляемой клиентом, где в метафорической форме предлагается помощь; для подростков тренинги «Продолжи сказку» · Упражнение «Вошебный лес» (с закрытыми глазами слушаем сказку о маленьком принце(принцессе) и Волшебном лесе. Рисуем Волшебный лес, который помогает, питает возможно продолжение»Что будет после дождя, «Что будет через год»). · метафорический автопортрет Растение – право на существование3прен.-3мес, Посуда – право на свои собственные потребности 0 -1.5лет, Оружие – базовая потребность на автономию 2-4 г., Украшение - Я как ценность,право быть любимым, опекаемым 3-5 лет · Игры-драматизации упражнение»Кукла хочет рассказать о себе», история «Однажды дома…») · Молчаливый рисунок в паре (исследование конкурентноспособности, осознание себя в роли ведущего, ведомого, повышение самооценки) · Рисование пальчиковыми красками (используется для регрессирования клиента для осознавания и отработки травм развития) · Рисование архитипических символов (трактовка по К. Юнгу)сангтной на А-3 листе рисуем спираль(развитие), затем вогнутость – социум, выпуклость – защита, граница себя · Техника «Каракули» (в паре, инд.) поиск ресурсного состояния · Гимнастика мозга (прорисовывание двумя руками одновременно, поочередно) · Методика «Зоопарк» (социоетрия)используется для прояснения взаимоотношений в группе, направление и переключение на прямые отношения: «Что хочешь сказать удаву?» · «Праздничный стол» (инд. «Любимое блюдо») используется для выяснения актуальных потребностей-потребность в пище, общении, получении удовольствия) ΙΥ этап – завершающий Подведение итогов – «ты умеешь…, ты узнал…, ты попробовал...» · Групповой рисунок (из семейной терапии) · Упражнение «Сказка о цветах» (психолог рассказывает сказку об отношениях, участники рисуют) · Задание на креативность мышления (фон листа противоречит заданию – белый фон – ночь, зеленый – Новый год, оранжевый – морской пейзаж) Завершение может быть незапланировнным – болезнь, отсутствие клиента (изменения клиента затрагивают семейную систему, которая реагирует протестом); - мне достаточно, не хочу – решение о завершении занятий, поводом к завершению может послужить и сильный перенос со стороны клиента на терапевта. Работы хранятся у терапевта 1 год, карта – 3 года, По желанию клиента он может забрать работу (она – ресурсная, дает новый опыт, представляет художественную ценность – подарю маме). Если ребенок хочет разорвать работу, то обязательно проясняем, что именно он рвет, но терапевт сам не советует уничтожать работу, можно внести изменения, можно оставить терапевту. Обращаем внимание на чувства при расставании с работой. Взрослые подростки разбирают сами постройки, после детей – взрослые. Не забываем фиксировать работы клиентов. Материалы и оборудование: листы А3, А4, А5 формата разной структуры, бумажный скотч, ножницы, салфетки, клей-карандаш, глянцевые журналы, цв. карандаши, краски гуашь, акварель, пальчиковые краски, пастель, сангина, мелки восковые, фломастеры, кисти, стаканы для воды, вода в бутылках, доски для лепки, пластилин, тряпочки. План работы мастер-класса по арттерапии. 1. Упражнение «Мое настроение» Предлагается всем участникам на листах А3 любыми изобразительными средствами и материалами (краски, мелки, пастель, цв.карандаши) выразить свое настроение. Проводится краткий анализ работ Время на упражнение: 5 мин. Работы размещаются по выбору участников (где комфортно) в зоне видимости на стенах в одну строку и крепятся с помощью бумажного скотча. 2. Краткий экскурс: этапы арттерапевтического процесса Показ работ по направлениям арттерапии Продолжительность доклада: 10 мин. 3. Коллаж на тему: «Мое имя» (возможна другая тема) Материалы: лист А-4 или А-3 формата, любые журнальные вырезки, цв.бумага, ткань, салфетки, клей-карандаш. Участникам предлагается, используя имеющиеся материалы, раскрыть тему (год, месяц, день рождения, символика, значение имени, буквы имени, хобби, любимые и близкие ) Инструкция: можно свободно перемещаться в аудитории, обмениваться материалами с др.участниками, элементы коллажа можно вырезать из журнала, а можно обрывать руками. Работы участников размещаются на горизонтальной плоскости. Краткий анализ работ. Время на задание: 20 мин. 4. Упражнение «Мое настроение» Участникам предлагается на листе А-5 формата выразить свое настроение по завершению занятия. Материалы: лист А-5 формата, закрепленный на доске, пальчиковые краски, салфетки. Время на выполнение: 3-5 мин. Завершение Техника «Коллаж» Материалы: листА3, А4 формата, газетные вырезки, клей-карандаш, ножницы. Можно использовать любые материалы – салфетки, ткань, цв.бумагу, картон, карандаши, краски. Можно обрезать элементы коллажа ножницами, а можно обрывать руками. Особое внимание обращается на подготовку вырезок для коллажа участниками! Тема коллажа должна быть актуальна для участников. Большим плюсом в использовании данной техники необходимо признать снятие барьера при общении в начале терапевтического процесса, когда переживания клиента мешают раскрепощению и собственно продуктивной деятельности. Готовые зрительные образы снижают тревогу клиента за свой низкий художественный исполнительский уровень. Подросткам хорошо предлагать темы на проработку собственной половой идентификации :мальчикам- «Настоящая женщина», девочкам – «Идеальный мужчина». Для педагогов подойдут темы: «Я - женщина», «Я - педагог», очень важно возвратить их к желаниям, потребностям: «Я - уникальная», «Я - неповторимая». При знакомстве можно предложить коллаж на тему «Мое имя» (год, месяц и день рождения, символика, значение имени, любимое, близкие). Родителям – «Я - отец» (глава семьи, папа, защитник) При работе с группой можно давать коллаж по одной теме несколько раз (можно давать на дом). Существует коллективный коллаж. При этом лист ватмана фиксируется на столе. Исследуется объединение и включенность в группу, участники по-разному занимают места, демонстрируя свои границы и конкурентные отношения. Анализ работ: избегание оценочных суждений, внимательное слушание, возвращение услышанного как способ точного и верного восприятия увиденного. Система анализа, трактовка – от клиента, «Что это значит для вас?» Следует отметить возможность продолжения работы с коллажем после его анализа, с последующим обсуждением.
Категория: Психология | Добавил: Olpovarova (21.10.2011) | Автор: Ожогина Татьяна Викторовна
Просмотров: 1301 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Видео-психолог :)
Поиск
Аудио-архив
Друзья сайта
  • Администрация Раменского района
  • Раменский городской портал
  • ЦППО АСОУ
  • Логопед Плюс
  • Институт коррекционной педагогики
  • Россия - без жестокости к детям!
  • Видеопаспорт.ру Школа приемных родителей
  • Раменский Дом Учителя
  • Нет наркотикам. Информационный ресурс.
  • Реабилитация наркомании, алкоголизма, игромании. Помощь пострадавшим от сект и оккультизма.

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz