Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 13.12.2018, 04:10

Центр диагностики и консультирования "Диалог"

Меню сайта
Категории раздела
Психология [13]
Логопедия [1]
Дефектология [2]
Педагогика [3]
Массаж и ЛФК [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Детская игра. Шувалова О.Е.

Шувалова Ольга Евгеньевна – педагог-психолог Центра диагностики и консультирования «Диалог».

                        Детская  игра.

 

  Всем известно, что игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В процессе игры её участники, находясь в субъектной позиции, исподволь приобретают и совершенствуют умения определять замысел игры и устанавливать её правила, эффективно регулировать ход и качество игрового взаимодействия, выстраивать адекватные межличностные отношения. Всё это позволяет  со временем перенести  этот опыт и на другие виды деятельности – учение, общение, труд.

    Желания ребёнка узнать, как устроены предметы, что можно делать с ними, стремление активно действовать, участвовать в жизни взрослых приводит его к изображению разных событий жизни, «экспериментированию» с предметами, конструированию. В этом и заключается воспитательная и образовательная ценность игры.

   Например, ребёнок берёт  на себя роль лётчика, начинает сооружать для себя самолёт, в одном случае постройка служит лишь подготовкой к игре, основной частью является разыгрывание роли лётчика, изображение приключений, с ним случившихся. В другом случае ребёнок так увлекается строительством, что вся игра только этим и ограничивается.

Создавая образы, ребёнок входит в свою роль, искренне её переживает, хотя  и знает, что он  только как будто лётчик или машинист. Он испытывает чувства ещё несвойственные, поэтому в игре эмоциональная жизнь ребёнка богаче, чем в действительности. Ребёнок отражает не только события жизни, но и своё отношение к ним, игра выявляет представления ребёнка об окружающем, его переживания, мысли и чувства.

    Для изображения задуманного участники наделяют друг друга и окружающие предметы воображаемыми признаками, что пробуждает и развивает творческую фантазию, усиливает работу мысли. Однако нередко приходится наблюдать однообразные, бедные по содержанию игры, они как будто не развиваются. Чаще всего причина этого кроется в бедности впечатлений. Правда игры бывают малосодержательными и при достаточном запасе представлений. Ребёнок как бы и не догадывается, что можно поиграть в другую игру – в данном случае нужна помощь взрослого. Например, дети не догадываются, что можно играть в сказки. Обычно предложение подхватывается детьми и в дальнейшем игры в сказки возникают по их инициативе.

     Возраст также влияет на содержание игры. Чем младше ребёнок, тем оно большею частью несложно, мало раскрыто, отрывочно. Это естественно для маленького ребёнка и не надо спешить с усложнением. В старшем дошкольном возрасте игры могут быть с развитым сюжетом, более планомерные, материал для игр доставляется не только наблюдениями, но и чтением и рассказыванием. В этих играх ребёнок создаёт образ  при помощи речи, соединяются действия ребёнка и его словесное творчество. Существует  и такое явление как исключение детьми некоторых действий в условном плане («вот как будто бы пообедали»). Кажется, что дети делают это для ускорения процесса игры.

     Наряду с ролевыми играми выделяются игры  «режиссёрские». Ребёнок управляет одной или несколькими игрушками  куклами, приписывая им роли, что способствует развитию разговорной, связной речи. На основе режиссёрских и ролевых игр развиваются игры драматизации. Большая или меньшая близость к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, дети вносят  в игру свою инициативу.

Бытовые игры воспроизводят в основном жизнь семьи ребёнка и имеют большое значение для укрепления многих полезных навыков и привычек. В такие игры часто объединяются дети разного возраста. Играя в семью, дети обыкновенно избегают больших объединений, так это нарушает представление о семье. Ребёнок полнее раскрывается, проявляет инициативу и творчество.

    Но особенно легко подметить склонности и черты характера ребёнка в одиночных играх. Здесь он свободен и в выборе игры, и в словах, и в действиях.

    Дидактическая игра развивает восприятие, внимание, мышление, речь, волю. Ценность таких игр –   умственное воспитание детей. В каждой дидактической игре перед детьми стоит определённая задача; в её решении заключается и главный смысл, и привлекательность такой игры. Они воспитывают у детей усидчивость и произвольность.

    Подвижные игры ярко проявляют такие черты характера как замкнутость и общительность. Нерешительность, боязливость, которую некоторые дети проявляют в таких играх, часто объясняется тем, что они недостаточно хорошо владеют своими движениями.

Но сколько же радости, настоящего веселья доставляют эти игры детям. Очень высоко ценили подвижные и спортивные игры древние греки. Требовалась изящная соразмерность, ловкость тела, этот народ придумал спортивные состязания – олимпийские игры, которыми  весь мир увлечён и поныне.

     В жизни русского народа различного рода игры и игрища с давних времён занимали весьма заметное место. Игрой на Руси называли такие разные и далёкие на первый взгляд, явления, как пляски, танцы, хождение под песни, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодёжи. С игрой в широком значении связано понятие праздника, веселья, отдыха. В старину было особенно много игрищ, праздников и обрядов с оттенками языческого культа, зрителями которых были и дети; по мере взрослении дети приобщались к  традиционной празднично-игровой культуре взрослых.        Исследователи говорят о возможности составления своеобразного игрового календаря детей и подростков как части быта взрослых, издавна включавших детей в круг своих интересов. Народные игры, а главное, соответствие игрового календаря строгому порядку жизненных и хозяйственных циклов раскрывали перед ними крестьянский мир и способствовали формированию их представлений, мировоззрения и национального самосознания. В целом для русской традиции на протяжении многих веков было характерно невмешательство взрослых в детский быт, признании детской игровой  предоставляли пространство для игр, даже в самой бедной крестьянской избе было отведено детям место на полатях (дощатый настил над печкой). В каждой семье были свои игрушки, её мастерили из того, что было под рукой: тряпок, соломы, глины, дерева, вкладывая в неё свою любовь и мудрость, дела их тем самым «символом святой заботы» о ребёнке.

     Итак, игра позволяет использовать те резервы, которые заложены в ней самой как развивающейся и развивающей детской деятельности в тех видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей, формируя его как субъекта собственной деятельности.

 

 Литература:

  1. Степанова О.А. Игровая школа мышления: методическое пособие (серия «Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Васильева Н.Н.,  Новоторцева Н.В., Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, Академия развития 1996.
Категория: Психология | Добавил: Olpovarova (24.09.2013)
Просмотров: 801 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Видео-психолог :)
Поиск
Аудио-архив
Друзья сайта
  • Администрация Раменского района
  • Раменский городской портал
  • ЦППО АСОУ
  • Логопед Плюс
  • Институт коррекционной педагогики
  • Россия - без жестокости к детям!
  • Видеопаспорт.ру Школа приемных родителей
  • Раменский Дом Учителя
  • Нет наркотикам. Информационный ресурс.
  • Реабилитация наркомании, алкоголизма, игромании. Помощь пострадавшим от сект и оккультизма.

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz